Ночью не должно было раздаваться никаких зловещих звуков — даже ударов колокола церкви Гроба Господня. И лишь на рассвете зрители услышали бы цоканье копыт по булыжникам мостовой и скрип колес, когда лошади вывозили бы виселицу из главных ворот. Виселица высотой в дюжину футов была тяжелой и такой широкой, что на ее помосте могли бы танцевать десять пар.
Боковины виселицы, обшитые досками, как козлы для кучера, от помоста до колес, были выкрашены в черный цвет. По указанию палача Джона Лэнгли виселицу надлежало установить у Двери Должников.
Толпа начала собираться возле тюрьмы уже вечером накануне казни.
— Черт! — хрипло выругался надзиратель, дежуривший в сторожке над главными воротами. — Уже собирается толпа!
Высунувшись из окна, он посмотрел вниз и налево на темную улицу Олд-Бейли."
Джон Диксон Карр. "Ньюгейтская невеста"

Церковь Гроба Господня-вне-Ньюгейта - англиканская церковь в готическом стиле в лондонском Сити.
Построена на месте саксонской церкви, находившей здесь с 1103 по 1173 год. Сохранилась настенная доска со списком викариев с 1137 года, хотя церковь была практически уничтожена Великим пожаром Лондона в 1666 году (сохранились только только внешние стены и башни). Церковь Гроба Господня-вне-Ньюгейта была восстановлена по проекту сэра Кристофера Рена в 1671 году.

















"Апельсинчики как мед,
В колокол Сент-Клемент бьет.
И звонит Сент-Мартин:
Отдавай мне фартинг!
И Олд-Бейли, ох, сердит.
Возвращай должок! - гудит."
в книге Джорджа Оруэлла "1984" первые строчки этого детского стишка произносит старьевщик Чаррингтон, в лавку которого так неосмотрительно зашел Уинстон, а следующую строку - "И Олд-Бейли, ох, сердит. Возвращай должок! - гудит", вспоминает Джулия, когда оказывается в этой же комнате.
Олд-Бейли – это центральный уголовный суд Лондона. Сейчас он расположен в большом красивом здании, построенном в 1902 году. Но первое упоминание о нем относится к 1585 году. Тогда это был маленький суд у знаменитой уголовной тюрьмы Ньюгейт. Среди уголовников Ньюгейтской тюрьмы были и должники, а также прямо за углом была знаменитая Флитская долговая тюрьма (там сидел диккенсовский мистер Пиквик, если вы помните), так что неудивительно, что колокол рядом стоящей церкви мог напоминать о необходимости вернуть долг.
Но знаменитый колокол, который называется "часами казни", связан с другой историей.
В 1605 году лондонский портной Джон Доу был приговорен к смертной казни.
За 50 фунтов (большие деньги в то время) он купил колокол, и в последнем своем завещании попросил позвонить в колокол двенадцать раз, после того, как он будет казнен. Так и было исполнено. И с тех пор колокол звонил каждый раз, когда казненный покидал Ньюгетскую тюрьму и его везли на казнь в Тибурн. Традицию отменили в начале девятнадцатого века.
Колокол находится в церкви и сейчас, в стеклянном шкафу.

Уильям Шекспир, в свое время живший неподалеку, мог знать о традиции колокольного звона и песещать эту церковь.
Есть предположение, что традиция нашла отражение в трагедии "Макбет" Уильяма Шекспира, написанной в 1606 году: "Колокол зовет меня, - говорит Макбет, - не слушай его, Дункан: это похоронный звон".










В южном пределе церкви похоронен умерший 21 июня 1631 года Джон Смит, английский моряк, стоявший у истоков Джеймстауна, первого британского поселения на территории современных Соединенных Штатов. О том, как он был захвачен в плен индейцами Союза алгонкинов, и как его спасла от смерти юная дочь вождя, Покахонтас, Смит рассказал позже в своей книге "История Вирджинии".




Церковь не пострадала от бомбардировок во время Второй мировой войны.
Внесена в реестр охраняемых архитектурных объектов первой категории.