featherygold (featherygold) wrote,
featherygold
featherygold

Category:

"Cтоит на берегу, как над душою, над речкой цвета кофе с молоком"(с) The Iron Bridge

"Без крайней необходимости никто не вышел бы из теплой комнаты. К тому же сумерки свидетельствовали о том, что приближается час чаепития для скромных жителей той части города, где находились лавки. Дойдя до высокого берега реки, где улица круто спускалась к мосту, Руфь увидела перед собой покрытую снегом равнину, от которой темные тучи на небе казались еще темнее, как будто мрак никогда не покидал землю и находил себе здесь убежище во время коротких ночей. У моста, на небольшой наклонной насыпи, куда обыкновенно приставали прогулочные лодочки, играли, несмотря на холод, несколько детей".
Элизабет Гаскелл. "Руфь"

P1000604

Удивительный случай, когда мост был раньше, чем город, но это так. Маленький городок Айронбридж в пятидесяти километрах к северо-западу от Бирмингема, появился над рекой Северн благодаря именно мосту - первому в мире мосту из чугуна. Долина вдоль реки Северн была богата сырьем, необходимым для промышленности того времени - железной рудой, углем, глиной, это место зарождения английской промышленности.




P1000607

P1000608

P1000105

P1000111

P1000594

P1000106

P1000596

P1000599

P1000600

P1000614

Впервые идея сборного моста из чугунных деталей была высказана архитектором и специалистом-мостовиком по имени Томас Фэрнол Причард (1723–77). Им же был разработан дизайн моста.

pritchard-timeline-crop

Идея увлекла владельца чугунолитейного завода, Джона Уилкинсона.

john-wilkinson-1728-1808-granger

Уилкинсон вовлек в проект фабриканта Абрахама Дерби, и в 1777 году на заводе Дерби были отлиты первые детали моста - нервюры и части перекрытия. Центральные арки весили по 5,1 тонны каждая. Все детали моста отливались по отдельности и монтировались на месте, причем не болтами, а, как в столярном деле, клиньями и шипами.
В 1779 году мост через Северн был наведен за несколько месяцев, причем без остановки судоходства. После этого были достроены подходы к мосту, завершены остальные работы, и, наконец, в первый день 1781 года мост был торжественно открыт.

2019-02-08 18.07.03

Длина пролета моста составляет 30,6 метра, его вес - 384 тонны.

P1000592

Мост сразу вызвал живой интерес - люди приезжали посмотреть, художники рисовали его (акварель Элиаса Мартина, изображающая мост, находится в Стокгольмском музее), он стал лучшей рекламой для построивших его инженеров. На северном конце моста возник сама собой небольшой рынок, а затем и город, рынок, кстати, и поныне функционирует.
В 1795 году, когда Северн вышел из берегов, мост с честью выдержал испытание, в то время как все каменные мосты были снесены небывалым паводком. Это стало еще одним более чем убедительным доказательством его надежности и принесло заводам Дерби строительные подряды на новые мосты.

P1000597

P1000107

P1000595

P1000602

P1000612

В 1934 году мост был закрыт для транспорта, в 1972 были проведены работы по рекострукции моста, в 1999-2000 годах мост подвергся еще одной реставрации - тогда же некоторые чугунные части были заменены стальными.
В городке несколько музеев - самого моста, музей фарфора и Хей-Брук-Вали - музей под открытым небом, прелставляющий собой маленький викторианский городок.
Центром местного музейного комплекса является, конечно, мост. В 1986 году он внесен ЮНЕСКО в список экспонатов истории материальной культуры человечества.
Tags: shropshire
Subscribe

Posts from This Journal “shropshire” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments

Posts from This Journal “shropshire” Tag