Элизабет Гаскелл. "Руфь"

Удивительный случай, когда мост был раньше, чем город, но это так. Маленький городок Айронбридж в пятидесяти километрах к северо-западу от Бирмингема, появился над рекой Северн благодаря именно мосту - первому в мире мосту из чугуна. Долина вдоль реки Северн была богата сырьем, необходимым для промышленности того времени - железной рудой, углем, глиной, это место зарождения английской промышленности.










Впервые идея сборного моста из чугунных деталей была высказана архитектором и специалистом-мостовиком по имени Томас Фэрнол Причард (1723–77). Им же был разработан дизайн моста.

Идея увлекла владельца чугунолитейного завода, Джона Уилкинсона.

Уилкинсон вовлек в проект фабриканта Абрахама Дерби, и в 1777 году на заводе Дерби были отлиты первые детали моста - нервюры и части перекрытия. Центральные арки весили по 5,1 тонны каждая. Все детали моста отливались по отдельности и монтировались на месте, причем не болтами, а, как в столярном деле, клиньями и шипами.
В 1779 году мост через Северн был наведен за несколько месяцев, причем без остановки судоходства. После этого были достроены подходы к мосту, завершены остальные работы, и, наконец, в первый день 1781 года мост был торжественно открыт.

Длина пролета моста составляет 30,6 метра, его вес - 384 тонны.

Мост сразу вызвал живой интерес - люди приезжали посмотреть, художники рисовали его (акварель Элиаса Мартина, изображающая мост, находится в Стокгольмском музее), он стал лучшей рекламой для построивших его инженеров. На северном конце моста возник сама собой небольшой рынок, а затем и город, рынок, кстати, и поныне функционирует.
В 1795 году, когда Северн вышел из берегов, мост с честью выдержал испытание, в то время как все каменные мосты были снесены небывалым паводком. Это стало еще одним более чем убедительным доказательством его надежности и принесло заводам Дерби строительные подряды на новые мосты.





В 1934 году мост был закрыт для транспорта, в 1972 были проведены работы по рекострукции моста, в 1999-2000 годах мост подвергся еще одной реставрации - тогда же некоторые чугунные части были заменены стальными.
В городке несколько музеев - самого моста, музей фарфора и Хей-Брук-Вали - музей под открытым небом, прелставляющий собой маленький викторианский городок.
Центром местного музейного комплекса является, конечно, мост. В 1986 году он внесен ЮНЕСКО в список экспонатов истории материальной культуры человечества.