- Я знаю, кого вы сейчас вспомнили! - вскричал он. - Карсавину! Бессмертную, единственную Карсавину! Вы видели, как она танцевала?
- Трижды, - сказал мистер Саттертуэйт. - Два раза в Париже и один в Лондоне... Ее невозможно забыть! Он произнес это чуть ли не с благоговением.
- Я тоже видел ее на сцене, - сказал Клод Уикем. - Мне было десять лет, и дядя как-то взял меня с собой в театр. Она была божественна! Я буду помнить ее до конца дней своих!.. - И он в сердцах зашвырнул в клумбу недоеденную булочку.
- В одном берлинском музее есть ее статуэтка, - сказал мистер Саттертуэйт. - Отличная работа, передает ощущение этой ее необыкновенной хрупкости - будто она может рассыпаться от одного-единственного прикосновения. Я видел, как она танцевала в "Лебедином озере" , видел ее Коломбину и умирающую нимфу..."
Агата Кристи. "Улица Арлекина"
Тамара Карсавина родилась 9 марта 1885 года в Петербурге.
Сначала семья жила в Лигове, затем, как предполагают историки, на набережной Екатерининского канала, в доме, принадлежавшем богатому купцу.
Мать Тамары, Анна Иосифовна, внучатая племянница философа-славянофила Алексея Хомякова, к своим детям, по словам дочери, проявляла «разумную любовь». Отец Тамары, Платон Карсавин, сын провинциального актера, был танцовщиком, исполнителем партий в постановках балетмейстера Мариуса Петипа. В балетную школу ее отдала мать, отец же не видел в ней достаточных для балета данных.
Училище находилось на Театральной улице (ныне улица Зодчего Росси). Впоследствии Карсавина писала: «Театральная улица навсегда останется для меня шедевром архитектуры. Тогда я еще была не способна оценить всю красоту, окружавшую меня, но я уже ощущала ее, и это чувство росло с годами».
Успех Карсавиной на сцене был огромный, балерина Мариинского театра, звезда "Русских сезонов" Сергея Дягилева, первая исполнительница постановок Михаила Фокина, она блестяще исполняла главные партии в балетах "Жар-птица", "Петрушка", "Жизель", "Спящая красавица", "Щелкунчик", ее образ вдохновлял поэтов и художников.
Ей покровительствовала балерина Матильда Кшесинская, а Анна Павлова ее терпеть не могла.
Поэт Михаил Кузмин писал о ей:
Полнеба в улице далекой
Болото зорь заволокло,
Лишь конькобежец одинокий
Чертит озерное стекло.
Капризны беглые зигзаги:
Еще полет, один, другой...
Как острием алмазной шпаги
Прорезан вензель дорогой.
В холодном зареве, не так ли,
И Вы ведете свой узор,
Когда в блистательном спектакле
У Ваших ног - малейший взор?
Вы - Коломбина, Саломея,
Вы каждый раз уже не та,
Но все яснее пламенея,
Златится слово "красота".
Ей посвящали свои работы Мстислав Добужинский, Сергей Судейкин, Джон Сарджент, Валентин Серов, Савелий Сорин.
В доме было много книг, Тамара очень рано научилась читать, и чтение было ее страстью.
Родной брат Тамары Лев Карсавин был историком-медиевистом и философом, высланным в 1922 году из России на знаменитом "философском пароходе".
Она пользовалась большим успехом у мужчин — к ней сватался Карл Маннергейм, будущий государственный деятель Финляндии, ухаживал за ней лейб-медик двора Сергей Боткин, хотя он и был женат, трижды ей делал предложение хореограф Михаил Фокин. Под влиянием матери, Тамара отказала Фокину, а впоследствии, также под влиянием матери, вышла замуж за Василия Мухина, небогатого дворянина. Брак вскоре распался.
В 1913 году на приеме в посольстве Великобритании Карсавина познакомилась с дипломатом Генри Джеймсом Брюсом, начальником канцелярии посольства. Вскоре они поженились и уехали в Великобританию, в Лондон.
Поселились в Хампстеде, на Фрогнар-роуд. В 1915 году у них родился сын Никита.
Супруги прожили вместе тридцать лет, до самой смерти Брюса в сентябре 1951 года.
В 1930-х годах Брюс был консультантом Национального банка Венгрии, а, выйдя на пенсию, бывший дипломат писал книги, уделял много внимания благотворительной деятельности.
В своих мемуарах он написал: "Несмотря на эгоизм, свойственный мужчинам вообще, у меня не было никаких амбиций, кроме желания находиться в тени Тамары".
В Лондоне Тамара продолжала танцевать, покинув сцену в 1931 году она занялась преподавательской деятельностью, написала ряд статей, учебных пособий по классическому танцу, мемуары. Около 25 лет она занимала должность вице-президента Королевской академии танца в Лондоне.
Тамара Карсавина и Марго Фонтейн
Непререкаемым авторитетом для Карсавиной всю жизнь был Сергей Дягилев. С 1909 и до 1929 года она гастролировала с труппой С. Дягилева, в которой исполняла наряду с прежними партии в балетах Л. Мясина "Песня Соловья", "Пульчинелла" и другие. В тот день, когда она закончила работу над книгой "Театральная улица", она узнала о смерти Дягилева. Тогда Карсавина решила написать третью часть книги, предпослав ей такой эпиграф: "Я закончила эту книгу 29 августа 1929 года и в тот же день узнала печальную новость о смерти Дягилева. Посвящаю эту последнюю часть его незабвенной памяти, как дань моего бесконечного восхищения и любви к нему".
Умерла Тамара Карсавина 26 мая 1978 года. Ей было 93 года.
Их сын, Никита Брюс, умерший в 2002 году, был женат дважды, второй раз — на актрисе Дороти Мэри Мостин, у них было двое детей — дочь Кэролайн Тамара (1958 года рождения) и сын Николас Генри (1960).