Джанет Виттерсон. "Письмена на теле"

Panhard et Levassor 4HP в лондонском Музее науки.
Французскую автомобильную фирму "Панар-Левассор" основали в 1887 году инженеры Луи-Ренэ Панар и Эмиль Левассор.

Вначале Панар и Левассор продавали свои двигатели другим фирмам, в том числе "Пежо". Однако позднее они решили устанавливать их на собственные шасси, тем самым положив в 1891 году начало автомобильному производству. Как и большинство самоходных экипажей того времени они оснащались двигателем заднего расположения. Но вскоре Левассор отказался от этой концепции и построил машину с мотором переднего расположения, прикрытым капотом, с коробкой передач, имевшей передвижные шестерни, и приводом на задние колеса. Таким образом, он впервые создал классическую компоновку автомобиля, которая вскоре стала общепризнанной. Победа автомобиля "Панар-Левассор" в первых в мире соревнованиях по маршруту Париж-Руан 1894 года необыкновенно подняла престиж фирмы.
Левассору принадлежит фраза об этой гонке- "Это было безумие, местами я делал до 30 км/ч!"










И когда в 1894 году член английского Парламента Ивлин Генри Эллис решил купить себе автомобиль, он направился в эту знаменитую парижскую компанию. При этом он поставил ряд условий, например, чтобы педали сцепления, тормоза и панель управления были перенесены с правой стороны автомобиля на левую, а рулевое управление оставалось посередине. Эллис полагал, что такая панель управления будет удобнее в пользовании. Готовый автомобиль он испытывал на парижских улицах, и только убедившись, что все работает, вернулся в Англию.
В 1965 году компания "Панар-Левассор" влился в "Ситроен". Еще некоторое время выпускались автомобили Panhard, последний был выпущен в 1967 году.