
У Бейлиол-колледжа самый длинный в Оксфорде фасад. На этом фасаде обратите внимание на незаметную дубовую дверь с латунной табличкой: "Бейлиол-колледж. Квартира ректора".



В академическом мире не так уж много адресов, куда стоит стремиться. Американский биохимик,
лауреат Нобелевской премии Барух Бламберг подлинным венцом своей карьеры считал именно пост ректора Бейллиол-колледжа, слывущего главной кузницей оксфордской интеллектуальной элиты с ее "превосходством без усилий". Эту формулу в обиход ввел Герберт Асквит, занявший кресло премьер-министра в 1908 году. В одной из своих застольных речей он наделил оксфордскую элиту "спокойным осознанием собственного превосходства, не требующего усилий".
Оксфордский вариант идеала эпохи Ренессанса — искусство осуществлять самые сложные вещи с аристократическим спокойствием, необходимым качеством образцового придворного. Даже самые непристойные надписи в туалете Бейллиол-колледжа еще в 1920-е годы делались безупречным латинским или греческим стихом.


Однaко до XIX векa Бэйлиол ничем не выделялся и нaстоящего рaсцветa достиг лишь в 1870-1893 годaх под руководством Бенджaминa Джоуэттa, который считaл, что студентов нaдо не просто нaшпиговывaть фaктaми, но готовить к жизни. Ректор Бейлиол-колледжа, переводчик Платона, воплощение оксфордского высокомерия и викторианской этики успеха.
"Первый здесь я, мне Джоуэтт имя.
Знаний тут нет, но владею я ими.
В колледже этом я главный хозяин.
Нет знанья такого, чего я не знаю".
(студенческая эпиграмма, 1881).
По словам Джоуэтта, он имел "принципиальное предубеждение против всех, кто ни во что не ставит предубеждения".

"Щекастый", как его называли, был маленького роста, внешне напоминал сову и вынашивал честолюбивые планы по превращению Бейлиол-колледжа в самый интеллектуальный колледж Англии, и постепенной "бейлиолизации" всего мира.
При Джоуэтте произошлa перестройкa колледжa, о которой тaк неблaгосклонно выскaзывaется лорд Питер Уимзи (и, нaдо сознaться, не он один): "...Архитектурa моего собственного стaринного учреждения, - говорит он, цитируя Черепaху Квaзи, - с мaтемaтической точностью состaвленa из свержения, выметaния, уморжения и обделения".

При Джоветте были рaзрушены почти все средневековые здaния, a нa их месте появились сооружения в неоготическом стиле, построенные по проектaм модных тогдa aрхитекторов Уотерхaусa и Бaттерфильдa.

Уильям Моррис был тaк потрясен этой перестройкой, что создaл Общество зaщиты стaринных здaний. Впрочем, в Бэйлиоле остaлись трaпезнaя и библиотекa XV векa.






Однако именно с его ректорства в XIX веке началась эпоха расцвета Бейлиол-колледжа. Помимо академического блеска он требовал от студентов твердости характера, лидерских качеств и желания сделать максимум для сообщества.
В часовне, навеянной итальянской готикой, установлен памятник легендарному дону.
"Если завтра к восьми утра вы не поверите в Бога, вас исключат", — заявил он как-то строптивому студенту.


“Я бы хотел управлять миром через своих учеников”, — писал он Флоренс Найтингейл.
Действительно, четверо выпускников Баллиол-колледжа с тех пор стали премьер-министрами, еще один, Джулиан Хаксли, сразу после войны возглавил ЮНЕСКО. В 1883 году Джоуэтт открыл Институт Индии, и сегодня Бодлианская библиотека владеет самым большим за пределами Индии собранием манускриптов на санскрите.
Некий шотландский профессор сказал как-то Джоуэтту после доклада в Глазго: "Надеюсь, вы там, в Оксфорде, не думаете, что мы вас ненавидим". — "Мы вообще о вас не думаем", — возразил Джоуэтт.

В преподавании он придерживался такого же стиля. Прогуливаясь вместе с учениками, обыкновенно молчал, пока ученик не произносил что-нибудь вслух. Еще примерно с милю профессор продолжал идти молча, а потом заявлял: "Ваше последнее наблюдение было необыкновенно банальным".


Целью жизни Джоуэтта стало обучение элиты, предназначенной для управления империей. Действительно, к концу XIX века более сорока выпускников Бейлиол-колледжа заседали в нижней палате парламента. А в колониальном правительстве Индии между 1878 и 1914 годами можно насчитать более двухсот выпускников.
Один из них, лорд Керзон, дослужился даже до вице-короля Индии. Последний правитель Гонконга, Крис Паттен, тоже окончил Джоуэттовский колледж, как и рано умерший министр от лейбористов, историограф и канцлер Оксфордского университета Рой Дженкинс.
Бейлиол вырастил больше влиятельных политиков, чем остальные колледжи Оксфорда вместе взятые, как говаривал лорд Дженкинс, добавляя со вздохом: "Жизнь — это просто череда выпускников Бейлиола, сменяющих друг друга!"
Петер Загер. "Оксфорд и Кембридж. Непреходящая история"
Рассказ о колледже - http://featherygold.livejournal.com/327266.html