featherygold (featherygold) wrote,
featherygold
featherygold

Categories:

"И наши дни, которые так складно нанизаны на нитку вечной жизни" (с) Great St Bart's

"В эту церковь я всегда вхожу, испытывая восторг и изумление. Другой такой церкви нет во всем Лондоне, не считая часовни в Тауэре. Это две самые старые церкви Лондона, единственные места, где можно с полным правом сказать себе: "Я в Лондоне первых норманнских королей". Часовня Тауэра выглядит более завершенной, да и смотрится новой, а церковь Святого Варфоломея Великого почернела от времени. Это заметная часть норманнского Лондона, огромная и величественная, как все те крепости, которые норманны возвели во славу Господа.
Утренняя служба только началась. Я послушал церковный хор в красных стихарях (эта церковь находится под покровительством Короны) и направился в санктуарий. Христианские богослужения начались в этой церкви примерно в 1123 году и продолжаются до наших дней благодаря тем, кто поднял церковь из руин, в которые она превратилась после протестантской Реформации. Достаточно сказать, что в часовне Богоматери размещалась типография, в которой в течение года работал Бенджамин Франклин. Северный трансепт превратили в кузницу, крипту — в погреб для вина и угля, крытые аркады — в конюшни. История церкви в минувший век есть история избавления церкви от унижения и восстановления ее истинного предназначения.


IBR_0735





Я присел рядом с огромными колоннами и продолжил размышления. В правление Генриха I на смитфилдские церкви никто еще не покушался. Этот король сменил на престоле Вильгельма Рыжего; после того как затонул Белый корабль, на котором плыл его сын и наследник, Генрих "не позволял себе улыбаться"; умер он, как известно каждому школьнику, объевшись миногами. Лондон времен Генриха I был двуязычным: в нем уживались саксы и норманны. Тауэр, как и Вестминстер-холл, только-только построили, собор Святого Павла также считался новым, а Вестминстерское аббатство пока оставалось норманнской церковью, возведенной Эдуардом Исповедником. По всему Лондону норманнские церкви вытесняли старые деревянные, крытые соломой церкви саксов, а большей части саксонского Лондона было суждено сгореть в пожаре 1136 года.
Когда служба закончилась, я обошел церковь кругом и подошел к гробнице Раэри к северу от санктуария. Под резным каменным пологом находилась расписанная статуя человека, который много веков назад построил церковь Святого Варфоломея и больницу. Раэри лежал на камне в черном одеянии монаха-августинца, и маленький ангел стоял перед ним на коленях".
Генри Воллам Мортон. "Лондон. Прогулки по столице мира"


IBR_0732


IBR_0721


Из всех уцелевших церквей средневекового Сити эта самая старая и единственная, где большая часть построек осталась практически неизменной со времен основания храма в 1123 году придворным короля Генриха I приором Раэри. До сих пор сохранились массивные норманские колонны и арки, напоминающие нам о монахах-августинцах.


P1200056


В церковь Св. Варфоломея Великого со стороны Смитфилда ведут ворота тринадцатого века, вплотную к ним примыкает дом, построенный в 1595 году лордом-канцлером Ричем. На фронтоне статуя Раэри, основателя монастыря и больницы Святого Варфоломея, работы сэра Астона Уэбба, 1917 год.

P1200213


P1200219


P1200215


P1200208


P1200205


P1200202


P1200194


P1200188


IBR_0363


Ворота когда-то вели в средневековый южный неф, который был разрушен после в 1539 году во время Реформации, проводимой королем Генрихом VIII. Восточное крыло церкви стало приходской церковью, и неф был разрушен, чтобы создать церковный двор. Сейчас через него ведет дорожка к двухуровневому крыльцу, построенному также архитектором Уэббом в 1893 году. В сохранившей части галерии норманского монастыря в наше время открыто кафе.


P1200084


P1200080


P1200076


IBR_0706


IBR_0702



Доминируют в интерьере церкви хоры, с апсидой, которую замыкают боковые нефы. Галерея состоит из четырех арочных проемов и верхних окон четырнадцатого века. Трансепты и столбы, также как и часовня, относятся к 1336 году.


IBR_0378


IBR_0371


IBR_0427


IBR_0660


Интересен балкон на южной стороне, построенный по распоряжению приора Уильяма Болтона в 1517 году, оттуда он наблюдал за молящимися в церкви монахами. На окнах изображен его символ – стрела арбалета, пущенная в бочку.


IBR_0416


IBR_0560


IBR_0554


IBR_0525


IBR_0521


IBR_0519


IBR_0506


IBR_0505


IBR_0494


Купель датируется 1405 годом, в 1697 году в ней был крещен художник Уильям Хогарт. Это единственная сохранившаяся средневековая купель в Сити.


IBR_0637

Памятники и памятные таблицы относятся в большинстве ко временам Тюдоров и Стюартов.
Прежде всего интересна могила самого приора Раэри, умершего в 1143-1144 (?) году. О его жизни известно мало. Предполагают, что родился он в незнатной семье, но обладал острым умом, даром красноречия и приятными манерами и был приглашаем в дома знати, где развлекал гостей.
Под влиянием епископа Лондона Ричарда де Боми Раэри обратился к Богу и вскоре после 1120 года совершил паломничество в Рим. По легенде, во время посещения святых мест он заболел, и ему было видение Святого Варфоломея. Раэри выздоровел, вернулся в Лондон и в марте 1127 года основал госпиталь и церковь Святого Варфоломея, где стал ее первым настоятелем. До самой своей смерти он занимался лечебной практикой, используя, в частности, имевшуюся у него частицу Истинного креста.

IBR_0601

Монумент который дошел до наших дней, был воздвигнут в начале пятнадцатого века, на почетном месте, в северной части храма. У подножия статуи ангел держит герб приора: два золотых леопарда, увенчанными двумя коронами.


IBR_0421


IBR_0407


IBR_0412


Раэри является одним из основных персонажей сказки Р. Киплинга "Дерево правосудия" (1910), а также повести Розмари Сатклифф "Ведьмино отродье".


IBR_0403


IBR_0462

На левой стене находится монумент сэра Роберта Чемберлена, происходящего из одной из старейших аристократических семей Англии – герцогов Танкервиллей, лорд замка Шерберн и графства Оксфорд. Как отмечали друзья и современники, был отмечен от рождения не только добрым характером, но и острым умом, любил путешествовать и знал множество языков и обычаев других народов. Погиб в возрасте тридцати лет на Кипре в 1615 году при невыясненных обстоятельствах, тело найдено не было. Монумент был установлен в церкви его друзьями.


IBR_0389


IBR_0681


Напротив – мемориальная доска олдермена Персиваля Смоллпейс, клерка при королевском дворе и Агнесс, его жены. Установлена в 1588 году.


IBR_0384


IBR_0480


IBR_0655


IBR_0650


Гробница из различных видом итальянского мрамора сэра Уолтера Милдмея (ум.1589) и его жены Мэри (ум.1576). Сэр Уолтер был одним из канцлеров казначейства при дворе королевы Елизаветы и основателем Эммануэль–колледжа в Кебридже.


IBR_0613


P1200114


IBR_0612


IBR_0605


Мраморный монумент Эдварда Кука, (ум.1652). Предполагают, что он был философом и врачом, хотя документов, подтверждающих это, не найдено. Однако его отец точно был известной фигурой в Аптекарском Обществе. Монумент получил название "плачущего", поскольку из его глаз периодически катились крупные слезы. Но ничего таинственного или сверхъестественного в этом не было, просто из-за сырых стен на мраморе конденсировалась вода, она и стекала по щекам бюста Эдварда Кука. Когда в церкви появилось отопление, "плач" прекратился.


IBR_0598


IBR_0583


IBR_0567



IBR_0436


IBR_0661


IBR_0530


IBR_0496


IBR_0478


IBR_0476


P1200133


P1200132


IBR_0584


Орган в церкви Святого Варфоломея Великого был установлен в 1715 году, в 1886 его заменили на орган, перенесенный сюда из церкви Св.Стефана Уолбрук, последний раз орган был заменен в 1983 году. Музыкальным директором и органистом в церкви был в свое время Пауль Стейниц, профессор Королевской Музыкальной Академии, основатель Лондонского Общества Баха в 1946 году.


IBR_0432


IBR_0380


IBR_0469


IBR_0455


IBR_0456


В девятнадцатом и начале двадцатого века в церкви проводилась масштабная реконструкция, целью которой было вернуть ей, насколько возможно, первоначальный облик. Работы велись архитектором сэром Астоном Уэббом). Его брат, Эдуард Альфред Уэбб, был в то время церковным старостой.
Астон Уэбб (22 мая 1849 года — 21 августа 1930 года) — британский архитектор, президентом Королевской Академии с 1919 по 1924 год. Восстановление средневековой церкви святого Варфоломея Великого в лондонском Сити было его первой большой работой.


IBR_0179


IBR_0331


IBR_0332


Поскольку здание давно не использовалось для церковных нужд, работы проводились в два этапа. В 1864-1866 годах была осуществлена перестройка восточной аспиды. Были восстановлены норманские колонны, спроектированный Уэббом запрестольный экран для часовни в 1897 году разделил кафедру и аналой. Исповедальни, западная галерея и новый орган также относятся к концу девятнадцатого века. Монументальная, торжественная средневековая атмосфера и темный викторианский интерьер создают атмосферу отличную от других церквей Сити.


IBR_0413


IBR_0425


IBR_0431


IBR_0440


IBR_0442


IBR_0444


IBR_0576


IBR_0546


IBR_0543


IBR_0528


IBR_0535


IBR_0536


IBR_0538


IBR_0501


IBR_0492


IBR_0489


Любители кино узнают церковь Святого Варфоломея Великого в таких фильмах, как:
"Влюбленный Шекспир", "Робин Гуд - принц воров", "Четыре свадьбы и похороны", "Конец одного романа" и "Удивительная легкость" по произведениям Грэма Грина, "Елизавета: Золотой век", "Еще одна из рода Болейн", "Шерлок Холмс" режиссера Гая Ричи (2009)
В цекви есть свое привидение, и это не кто иной, как сам приор Раэли. При проведении реставрационых работ его гробница была вскрыта, и из нее исчез один из его сандалий. С тех пор иногда видят его сгорбленную тень, ищущую ее.
А поскольку церковный двор во времена королевы Марии часто служил местом казни, иногда по ночам над ним витает сильный запах чего-то горелого...
Tags: В старых церквах где полет тишины, гуси-лебеди и фунт стерлингов
Subscribe

Posts from This Journal “В старых церквах где полет тишины” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 41 comments

Posts from This Journal “В старых церквах где полет тишины” Tag