featherygold (featherygold) wrote,
featherygold
featherygold

Categories:

"Короли будут всегда. Даже если мы будем называть их иначе" (c) Banqueting House

"Эшафот, на котором был обезглавлен Карл I, был возведен на уровне нижних окон Банкетного зала, возле современного входа в музей. В то время — в 1649 году — Банкетный зал был не отдельным зданием, как сейчас, а частью беспорядочного лабиринта внутренних двориков и построек всех времен, составлявших дворец Уайтхолл.
Под прямым углом к Банкетинг-хаус примыкало более раннее строение с четырьмя фронтонами, закрывавшее вид на Вестминстер. Потом следовало краснокирпичное здание с башенками — привратницкая Холбейн-Гейт, похожая по стилю на нынешние ворота в конце улицы Сент-Джеймс. С другой стороны улицы находилось еще несколько построек. А потому сцена казни короля разворачивалась в тупиковой улочке или во внутреннем дворе.




DSC_0612






В долгой летописи английской истории, полной трагических событий и проявлений силы человеческого духа, не было более благородной смерти, чем смерть короля Карла I. Его поведение во время так называемого суда, его мужество в последние дни перед казнью и его смерть, подобная смерти святого мученика, обратила многих непримиримых врагов Короны в друзей и соратников.


DSC_0610



Приговор был зачитан в Сент-Джеймском дворце 28 января 1649 года, а казнь совершилась 30 января. Стояла холодная зима, синее небо затягивало снеговыми тучами. <...> Было около часу дня.
Когда присяжные собрались на суд, король со спокойным достоинством прошел по галереям дворца мимо шеренги солдат, сдерживающих толпу. Люди молча наблюдали за тем, что Герберт назвал "самым печальным зрелищем за всю историю Англии".
Король пересек Банкетный зал (тот самый, где сегодня размещаются экспонаты в стеклянных витринах), направляясь к его северному концу, где вместо современного входа находилась стена примыкающего здания. Сквозь окно в этой стене — или сквозь амбразуру — Карл вышел на студеный январский воздух и направился к затянутому в черное эшафоту. <...>



IBR_0733



Палачи выглядели жутко: главный палач Брэндон — или как там его звали — облачился в тесное шерстяное трико, а лицо скрыл под уродливой маской. Его помощник в дополнение к маске нацепил фальшивую бороду. <...>
Затем король опустил голову на плаху, и палач отсек ее в одно мгновение. Второй палач — загадочный мужчина в маске с седой бородой — поднял отрубленную голову и прокричал: "Вот голова предателя!"
Через несколько секунд с разных сторон появились два кавалерийских отряда и начали теснить собравшихся на площади людей к Чаринг-Кросс. В ужасе от увиденного, ошеломленная толпа рассеялась. Говорят, на протяжении всего этого дня и всей следующей ночи на улицах Лондона было пусто и тихо, а многие лондонцы и вовсе остались дома под предлогом очень холодной погоды."
Генри Воллам Мортон. "Лондон. Прогулки по столице мира"



DSC_0288



Здание Банкетинг-хауса – единственное, уцелевшее от  великолепного дворца Уайтхолл .
Когда 12 января 1619 года пожаром был уничтожен старый Банкетный зал дворца, где обычно давали представления "масок", король поручил архитектору Иниго Джонсу выстроить новый Банкетный зал для парадных приемов и театральных представлений .
Архитектор, вдохновленный образцами итальянской архитектуры XVI века, и в частности — Андреа Палладио, творчески применил их в постройке  нового здания. Цельное и компактное, оно открыло новую страницу в английском зодчестве.
Гармония здесь опирается на математический расчет, основные пропорции здания находятся в соотношении 1 : 2.


IBR_0740


Банкетинг-хауз имеет 34 метра в длину, 17 метров в ширину и столько же в высоту.
Высокий цоколь, над ним поднимаются два этажа. По фасаду широкие окна расположены в линию.
Нижний этаж облицован рустом. Центр здания разделяют колонны - ионического ордера в нижнем ряду, коринфского — в верхнем. Фриз в виде каменных гирлянд располагается над окнами верхнего этажа, венчает здание плоская крыша с изящной балюстрадой.


IBR_0741


IBR_0728


IBR_0725


DSC_0548


DSC_0551


DSC_0552



Потолок огромного зала Банкетинг-хауса украшает плафон - 9 аллегорических картин - кисти фламанского живописца Питера Пауля Рубенса, написанного специально для этого зала, по заказу короля Карла I, сына короля Якова I.



DSC_0554


DSC_0557



DSC_0561



DSC_0562



DSC_0565



DSC_0575


DSC_0579




Плафон был создан во Фландрии, в 1635 году перевезен в Лондон и закреплен на потолке с помощью деревянных реек. Каждая часть является самостоятельной аллегорической композицией, но все вместе они объединены общей темой прославления Якова I. Дворец обошелся казне в £15,618 фунтов стерлингов.
Сам Рубенс получил 3000 фунтов стерлингов и титул рыцаря.




DSC_0569



DSC_0573



DSC_0583



DSC_0587


DSC_0588



DSC_0590



DSC_0591




DSC_0595


DSC_0599


DSC_0600



DSC_0601


DSC_0605


DSC_0606



С падением монархии закончилась и карьера гениального архитектора, Протекторату Кромвеля "роялист" Иниго Джонс не был нужен. В 1652 году архитектор умер.
Кроме Банкетинг-хауса, в Лондоне сохранилось лишь несколько построек Джонса — Куинс-хаус в Гринвиче, Дворцовая капелла в Сент-Джеймском дворце и церковь Святого Павла в Ковент-Гардене.


DSC_0594


Затем Уайтхолл был резиденцией Оливера Кромвеля и его секретаря — литератора Джона Мильтона, а период Реставрации здесь пребывал двор Карла II. Проекты перестройки дворца никогда не были осуществлены. А в 1697 году очередной пожар уничтожил все дворцовые строения, и только Банкетинг-хаус чудом уцелел.
В 1893 году Королева Виктория передала здание в распоряжение Королевского консультативного института по вопросам обороны, который намеревался перепланировать внутренние помещения для своих нужд. После вмешательства художественной общественности дело ограничилось облицовкой здания белым известняком. До 1962 года в Доме банкетов помещался музей, где экспонировались вещи всяких королевских особ, и среди прочих диковинок скелет лошади Наполеона.



IBR_0736



Но есть еще одно удивительное помещение рядом с шедевром Джонса, дошедшее до наших дней.
Оказывается, от бывшего Йорк-хауса опального кардинала Уолси, стоявшего на месте дворца Уайтхолл, сохранился винный подвал! Когда в пятидесятых годах двадцатого века старые здания вокруг Банкетинг-хауса сносили, чтобы освободить меcто для современных офисных домов, была обнаружена крипта, с четырьмя шестигранными колоннами, поддерживавшими сводчатый потолок. Было принято решение сохранить крипту, и ее опустили на восемнадцать футов ниже, причем не один камень не пострадал, а новое здание было построено над ней. Стоимость проекта составила 100,000 фунтов стерлингов, это около десяти миллионов на современные деньги.







Tags: есть Дом и есть улица.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 27 comments