featherygold (featherygold) wrote,
featherygold
featherygold

Category:

"Знаешь, сколько стоит дым от паровоза? Тысячу фунтов – одно колечко!" (с) Stephenson's Rocket

"...Железные дороги помешают коровам пастись, куры перестанут нести яйца, отравленный дымом воздух будет убивать пролетающих мимо птиц, дома близ дороги погорят <...> в случае взрыва паровоза будут разорваны на куски все пассажиры".
Так писали английские газеты в 1820 году.
Первый паровоз - "паровой локомотив" был запатентован в 1804 году инженером Ричардом Тревитиком. Однако локомотив получился слишком тяжелым, чугунные рельсы не могли его выдержать, да и железо в те годы было очень дорогим.
Однако самым известным локомотивом стал "Rocket", построенный в 1829 году, то есть четверть века спустя, отцом и сыном Джорджем и Робертом Стефенсонами. Самым известным он стал потому, что во-первых "Ракета" выиграла соревнования паровозов — "Рейнхильские состязания", во-воторых - это был первый в мире паровоз с трубчатым паровым котлом.


DSC_0215


"Рейнхильские состязания" - по названию местечка между Ливерпулем и Манчестером, были организованы с целью выяснить, какой из двух способов передвижения - локомотивы или конные дилижансы окажутся более быстрыми и экономичными. Победителю полагалась награда в пятьсот фунтов - большие деньги по тем временам.





В связи с сильным сопротивлением некоторых консервативно настроенных слоев общества вопрос слушался в палате общин британского парламента.
"Мистер Стефенсон, давайте предположим, что ваша машина едет по рельсам со скоростью, скажем, два с половиной или три километра в час, а в это время через дорогу переходит корова и преграждает машине путь. Не будет ли это, в некотором роде, очень деликатная ситуация?
Да, - ответил, не раздумывая, инженер, - Слишком деликатная. Для коровы.<...>
- Не будет ли паровоз на пути следования непозволительно сильно пугать людей и животных своей дымовой трубой, покрашенной в ярко-красный цвет?
Стефенсон был англичанин, и чувство юмора ему не изменило - А как, по-вашему, они поймут, что его следует опасаться, если труба не будет покрашена?"

DSC_0220


"Сама "Ракета" весила всего четыре с половиной тонны. На ней был применен котел с трубчатой испарительной системой, очень похожей на ту, что используется в современных котлах с трубчатыми испарителями. Длина котла составляла 1,82 метра при диаметре в 1 метр. Паровые цилиндры были смонтированы наклонно, а каждый из поршней напрямую вращал одно из двух ведущих колес большого диаметра. Отработанный пар выбрасывался в трубу через специальные выхлопные трубки с заостренными концами."(c)

DSC_0217


DSC_0222


DSC_0226


DSC_0228


DSC_0230


DSC_0232



Соревнования состоялись 15 сентября 1830 года, на церемонии их открытия присутствовали многие видные государственные деятели, включая премьер-министра, герцога Веллингтона.
Кроме "Ракеты" к состязаниям были допущены - "Новость" Бретвета и Эриксона и "Несравненный" Гакворта. Премия была присуждена Стефенсону.
Его паровоз поразил всех рекордной скоростью в сорок километров в час и, следовательно, легко обошел конкурентов, а также мог перевозить груз весом в тринадцать тонн.
Блестящий успех был несколько омрачен только одним происшествием - член парламента от Ливерпуля Уильям Хаскисон по собственной неосторожности был сбит "Ракетой" и задавлен насмерть.
Джордж Стефенсон получил предложения возглавить строительство многих железных дорог на территории Великобритании, и со дня своей победы считается "отцом парового локомотива", а его "Ракета" - первым паровозом.


DSC_0225
Tags: Музейные тайны
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments