Согласно Пророчеству о Короле-вороне, он вернется, когда на камнях появятся его знаки." (с)
Он придет в одно мгновение - словно крик. Он раскинет руки - и реки потекут вспять. Он не будет ни страшен, ни милостив, ни велик. Он будет просто стоять на холме - и ждать. И город станет прятаться за холмами. Он подымет веки - бросит на город взгляд. И очутится за вашими окнами, рядом с вами, начнется дождь - и он явится из дождя. Он посмотрит в глаза вашей пустой надежде. Ветви сплетут одну из его корон. Камни сложат трон для него, как прежде, и вздрогнет земля, когда он взойдет на трон. Древние снова вернутся в свои пределы. Время прервется - начнется иной отсчет. Мир возродится. Цвет его будет белым и золотым - как извечный небесный свод. Король возвратится - о нем возвещают птицы и уличные чародеи на всех углах. Так говорит пророчество и провидцы - "Знаки его написаны на камнях."

"Брэндон, сидя на корме лодки, с невольным трепетом вглядывался в эти освещенные огнями на башнях тяжелые стены. Он плохо себя понимал, но ему всегда становилось не по себе при виде этой крепости. Древняя резиденция английских королей, построенная на ещё римском фундаменте в царствование Вильгельма Завоевателя, она возвышалась несокрушимо, свидетельствуя о величии английской монархии. Пять веков она была Лондонским пристанищем королей, – сначала Норманской династии, потом Плантагенетов, Ланкастеров, Йорков, и вот теперь Тюдоров. Но с каждой династией Тауэр постепенно утрачивал свое значение как королевская резиденция, а при последних Йорках вообще приобрел мрачную славу. Из королевской резиденции он постепенно стал превращаться в государственную тюрьму. Здесь держали в заточении государственных преступников, здесь же им отрубали головы на площадке перед Тауэр-Грин. И даже сейчас, хотя Генрих и поселил здесь Лонгвиля со всевозможной роскошью, устраивал в его честь в главном здании древней Белой Башни балы и маскарады, но на стенах все равно стояла стража, в подземельях крепости содержались в ужасных условиях узники, а окрестные жители божились, что даже мощь пятифунтовых стен не в силах сдержать нечеловеческих воплей, какие порой доносились из пыточных камер."













"Traitors Gate" расположенные под башней св. Томаса, через эти ворота в Тауэр привозили его узников.
"Речной прилив поднял лодку, и Хью подвел её прямо к лестнице у Трейторс-Гейт - Ворот Изменников (ну и название!). Под мощной каменной аркой тускло светил фонарь. И все же Брэндон поскользнулся на скользких от нанесенного ила ступенях. Чертыхнувшись, он бросил лодочнику монету, велев никого не брать в пассажиры и дожидаться его."




"Охранники провели его к Белому Тауэру, узкая лестница со стертыми за века ступенями вела в верхние этажи. Стражник светил Брэндону факелом, открывая одну дверь за другой. Наконец он оказался в обставленной с элегантной роскошью комнате, где в креслах у горевшего в камине огня сидели король и его канцлер Вулси, Лонгвиль стоял, опираясь о мраморную полку камина. Когда вошел Брэндон, он повернулся."
Вилар Симона. "Королева в придачу"




Одно время короли жили в Тауэре, а вплоть до конца XVII века английские монархи проводили в нем ночь перед коронацией.






"Должен сказать, что в столь насыщенном человеческими трагедиями месте, как Тауэр, истории о привидениях звучат как-то неубедительно. Обычно привидений наблюдают лишь слабонервные часовые, заступившие на пост в безлунную ночь. И только немногие из этих привидений достойны того, чтобы о них рассказывали при свете дня. Исключением, пожалуй, является тот призрак, у которого один часовой осмелился спросить пароль. Во время дачи показаний военному трибуналу этот солдат даже описал наружность призрака."
Генри Воллам Мортон. "Лондон. Прогулки по столице мира"
Говорят, что часовые Тауэра иногда видят во дворе призрак королевы Анны Болейн, едущей в призрачной повозке... А накануне годовщины своей казни она проходит по коридорам, держа голову под мышкой.







В Кровавой Башне появляются прираки двоих мальчиков в белых ночных рубашках — сыновей короля Эдуарда IV, убитых, по официальной версии, по приказу их дяди, Ричарда Глостерского.



По слухам, в библиотеке Тауэра можно встретить призрак королевы Елизаветы I. Привидение двигается вдоль стеллажей и исчезает в стене, ворча "Провалили мое дело!"









"Поскольку было еще слишком рано, я присел на скамью, расположенную неподалеку от того места, где находилась плаха Тауэр-Грин. По газону неуклюже прохаживался ворон. Подобно крылышкам жука, его устало опущенные крылья отливали синевой. Поодаль возвышалось черно-белое здание в стиле эпохи Тюдоров. Кингс-хаус — резиденция коменданта Тауэра. Много лет назад ныне покойный прежний комендант жаловался мне, что не может держать в своем доме слуг, поскольку все двери открываются и закрываются весьма необычным способом, а по ночам раздаются странные звуки. Нынешний комендант пока не обнаружил в доме ничего сверхъестественного; мне показалось, что он скорее этим разочарован, нежели обрадован. Говорят, что в той комнате, где сейчас его гардеробная, Анна Болейн провела ночь перед казнью."
Генри Воллам Мортон. "Лондон. Прогулки по столице мира"
Квинз-Хаус, резиденция коменданта Тауэра, когда-то был местом заключения Анны Болейн, и пятой жены Генриха VIII Катрин Говард, леди Джейн Грей, и свекрови Марии Стюарт — Маргарет Леннокс. Провела здесь несколько недель и будущая королева Елизавета I. Появляется здесь привидение "Леди в сером" - по каким-то причинам, ее видят только женщины, а по верхним этажам иногда прогуливается мужчина в костюме XV века.





В часовне Святого Петра в Веригах захоронено тело казненной Анны Болейн. И каждый год, 19 мая, в день ее казни, в течение последних 160 лет на ее могиле появляются двенадцать красных роз. Кто присылает цветы, неизвестно.
Однажды стражник, увидев в окнах часовни свет, приставил к стене лестницу и заглянул в окно - он увидел мужчин и женщин в старинных одеждах, безмолвно ходящих по кругу. Ему показалось, что он узнает королеву Анну Болейн, сэра Томаса Мора, герцогиню Солсбери, леди Джейн Грей, ее мужа лорда Дадли...



Часовня Святого Иоанна - один из самых изысканных образцов нормандской архитектуры. Именно в ней проводили в молитвах часы перед казнью многие узники Тауэра, в том числе и несчастная "девятидневная королева" леди Джейн Грей.


Рыцарский зал







Стражи Тауэра - бифитеры - охраняют его с 1485-го. Всего их 35, и чтобы получить эту работу, каждый должен прослужить как минимум 22 года в Британских вооруженных силах. Все они живут в пределах замковых стен.


"Служебные квартиры"








В книге, посвященной 900-летию Тауэра, герцог Эдинбургский писал о том, что "за свою историю Лондонский Тауэр был и крепостью, и дворцом, и хранилищем королевских драгоценностей, и арсеналом, и монетным двором, и тюрьмой, и обсерваторией, и зоопарком, и местом, привлекающим туристов".
Тауэр, каким мы видим его в наши дни, представляет собой комплекс разновременных зданий, обнесенных двумя рядами мощных стен с зубчатыми башнями и массивными воротами, в былые времена стены опоясывал ров, шириной свыше 36 метров, лишь несколько более узкий со стороны Темзы. Общая площадь всех его укреплений — 4,8 гектара, а если присчитать сюда ров и террасу, отделяющую Тауэр от Темзы, то получится 7,3 гектара. Это не только один из крупнейших замков Англии, но безусловно и самый известный.