featherygold (featherygold) wrote,
featherygold
featherygold

Categories:

"Да, сэр, здесь прелестей не счесть, но где тут спать и где тут есть?"(c) Blenheim Palace

"Только мы отговорили, как кто-то объявил, что мы подъезжаем к дворцу, великолепнее которого он не видывал: то был, узнали мы от кучера, Дворец Смерти. Снаружи он и впрямь поражал великолепием, будучи готической архитектуры; его обширная громада была сложена из черного мрамора. Ряды могучих тисов, обступив его полукружием, стояли неодолимой преградой солнечному свету, и вечный мрак царил бы в роще, не освещайся она гирляндами бесчисленных фонарей. Их отблеск на пышной золотой отделке фасада был невыразимо торжествен.<...>
Поистине, все здесь соединилось для того, чтобы приближавшийся ко дворцу чувствовал страх и трепет. Не дав нам времени всласть налюбоваться им, карета остановилась у ворот, и нас пригласили сойти и засвидетельствовать свое почтение Его Смертоносному Величеству (кажется, так его титулуют).
Пройдя несколько двориков, мы попали в просторный зал, кончавшийся широкой лестницей, у которой с угрюмым видом застыли два пажа; я признал их потом: прежде это были знаменитейшие гробовщики; они единственные портили картину: зловеще-мрачный снаружи, дворец бурлил радостью и весельем, и печальные мысли, овладевшие нами на подходе к нему, тут совершенно оставили нас.<...>
Мы поднялись по лестнице и прошли длинную анфиладу роскошных покоев с гобеленами на батальные темы, у которых мы немного постояли. Они привели мне на память превосходные гобелены, виденные мною при жизни в Бленхеймском дворце, и я не удержался от вопроса, где же вывешены победы герцога Мальборо, поскольку из всех славных сражений, о которых мне доводилось читать, только их мы еще не видели; на это гвардеец, превратившийся здесь в мумию, ответил, тряся головой, что-де небезызвестный джентльмен по имени Людовик XIV, имея огромное влияние на Его Смертоносное Величество, воспретил вывешивать виктории сего дюка; тем паче, продолжал гвардеец, что и само величество не слишком почитал герцога, который не спешил возвращать ему подданных, а если и уступал, то выставлял его величество на тысячу неприятельских солдат за одного своего. Приемный зал, куда мы вошли, был полон, и гул стоял, как во всяком собрании, ожидающем выхода начальства: ждали его величество."
Генри Филдинг. "Путешествие в загробный мир и прочее"

DSC_0294

В тихий августовский вечер 1704 года королева Анна играла в домино со своим мужем Георгом, когда ей доложили о победе, одержанной английскими войсками под командованием герцога Мальборо. Франко-баварская армия была разгромлена в местечке Бленхейм на левом берегу Дуная. То была одна из решающих битв в Войне за испанское наследство. Королева гордилась герцогом, к этому еще примешивалась радость за ее лучшую подругу - Сару Черчилль, будущую герцогиню Мальборо. После Бленхейма дипломатическое искусство герцога подготовило кампанию 1706 года, в которой он разбил французов наголову.
Благодарная королева пожаловала ему земельный участок в Оксфордшире, рядом с городом Вудсток. Согласно сочиненной Черчиллями легенде, на этом месте стоял охотничий домик, в котором жила Розамунда Клиффорд ("Прекрасная Розамунда"), возлюбленная Генриха II. Герцог назвал свою резиденцию в честь самой громкой из одержанных им побед - Бленхейм.




DSC_0497

DSC_0294

Впрочем, деньги на строительство дворца выделила сама королева - из казны, для этого ей пришлось заручиться одобрением парламента. И Бленхеймский дворец был "дарован Джону Черчиллю, первому герцогу Мальборо, народом Англии".
Для строительства был приглашен архитектор - и драматург, Джон Ванбру (1664—1726), известный своими полетами фантазии, буйным воображением и проектами, трудными для реализации.
Сам Ванбру считал Бленхейм "памятником величию королевы", а не частным жилым домом. Дворец возводился в 1705-1722 годах. Грандиозное здание длиной 275 метро и шириной 175 метров. Вестибюль прямоугольного сечения расположен по центру здания, а кухонный и конный дворы находятся на перпендикулярной линии. Центральный объем дополняют два квадратных в плане корпуса с находящимися внутри квадратными же дворами, которые соединены с центром галереями, украшенными колоннадой.
Мощный портик входа, и триумфальная арка паркового фасада, и угловые башни. В анфиладе жилых комнат выделяются гостиная, кабинет и самое большое помещение дворца - библиотека длиной 55 метров в одном из крыльев здания.

DSC_0337

Посетители входят через восточные ворота, на которых, если герцог во дворце, поднят флаг Мальборо. Следующая - башня с часами, арка которой ведет в Great Court. На башне каменные львы, которые расправляются с сопротивляющимся петухом - символом Франции, работы знаменитого резчика Гринлинга Гиббонса.

DSC_0299

DSC_0289

DSC_0282

Угловые башни украшены четырьмя фигурными башенками с перевернутыми французскими лилиями под герцогской короной.

DSC_0506

DSC_0313

DSC_0303

DSC_0315

DSC_0348

DSC_0321

Домовая церковь с усыпальницей Первого Герцога Мальборо сэра Джона Черчилля.

DSC_0345

DSC_0344

DSC_0343

В общем, дворец говорит о величии, а не об удобстве. Он был создан для героя и его старых соратников, которые бы встречались здесь, отмечая знаменательные годовщины славных побед. Однако герцог не только никогда не жил во дворце, он даже не видел его достроенным.
Строительство шло медленно и постоянно осложнялось тем, что жена герцога, Сара Черчилль, герцогиня Мальборо, отличавшаяся вредным и вздорным характером, которая сама признавалась, что больше всего в жизни она ненавидит архитектуру, сразу невзлюбила и архитектора и его проект. Она предпочла бы простой дом, без арок, скульптур, колонн и прочих финтифлюшек.
Архитектор и герцогиня предавались этой вражде много лет,в конце-концов, после очередного конфликта, архитектор отказался от работы. Дворец достроил знаменитый архитектор Николас Хоксмур, ученик самого Кристофера Рена.
Но тут герцогиня впала в немилость при дворе (помните старый фильм "Стакан воды" по пьесе Эжена Скриба)? Ситуация усугубилась около 1707 года, когда у королевы появилась новая фаворитка, Абигайль Хилл, в замужестве миссис Машэм... В 1710 году к власти пришла партия тори, и все государственные дотации на строительство были прекращены.

DSC_0502

DSC_0478

DSC_0472

В 1712 году герцог Мальборо был обвинен в растратах и лишен должностей, ему пришлось уехать в Голландию, и вернулся он в Англию лишь после смерти королевы Анны в августе 1714 года. Георг I уплатил долги герцога, хотя достраивать Бленхейм Мальборо пришлось уже за свои деньги.
Герцог не оставил сыновей, поэтому специальным актом парламента не наследуемый по женской линии титул был закреплен за старшей дочерью герцога Генриеттой (1681-1733), а после ее смерти достался сыну Чарльза Спенсера и Энн Черчилль - Чарльзу (1706-1758). Сын последнего Джордж (1739-1817), 4-й герцог Мальборо, переселился из Элториа в Бленхейм, забрав с собой семейную библиотеку. Его двоюродный брат Джон (1734-1783) остался хозяином Элторпа и получил в 1765 году титул графа Спенсера. Так образовались две семейные ветви - герцогская и графская.
Младший сын герцога 5-го герцога, лорд Рэндольф Черчилль (1849-1895), крупный политик-консерватор, канцлер казначейства (1886), в 1874 году женился на американке Дженни Джером. Их старший сын Уинстон, будуший премьер-министр Великобритании, родился в Бленхейме в 1874 году, в дождливую ноябрьскую ночь. Родился семимесячным во время бала во дворце, в комнате, превращенной в дамскую раздевалку, на сваленных в кучу пальто. В преждевременном появлении младенца на свет упрекали его мать, которая, несмотря на свое положение, не захотела пропускать бал.
В комнате, где родился сэр Уинстон, сейчас хранится прядь его волос в золотой рамке, батистовая детская рубашечка, пижама с монограммами. Здесь же можно увидеть пейзажи его авторства и натюрморт, представляющий коллецию бутылок его любимых напитков.

DSC_0412

С потомками герцога дворцу не повезло - один из них продал фамильного Боттичелли и 4000 старинных и ценных книг из библиотеки герцога, следующие тоже не отставали. Джон Черчилль, 7-й герцог Мальборо, в конце XIX века довершил дело разорения дворца, продав все внутреннее убранство, редкие манускрипты и книги, как, например, письма Горация, напечатанные в XV веке, а также картины Рафаэля, Ван Дейка, Рубенса, и коллекцию драгоценностей герцогов Мальборо.
Чарльз Ричард Джон (1871-1934), 9-й герцог Мальборо, получил в наследство жалкие остатки былого величия.
Чтобы сохранить Бленхейм, в 1895 году он женился на богатой красавице Консуэло Вандербильт (1877-1964), дочери американского железнодорожного магната (это ей так жгуче завидовала Эллочка-людоедка из "12 стульев"). В Красной гостиной висит его парадный портрет кисти художника Сарджента: герцог при всех регалиях, рядом с ним двое сыновей и стройная красавица Консуэло. Приданое в 2,5 миллиона долларов позволило герцогу провести масштабную реставрацию дворца и парка. Брак не удался, с 1907 года супруги стали жить отдельно, а в 1921 году развелись.

DSC_0365

Их сын Джон (1897-1972), 10-й герцог Мальборо, открыл дворец и парк для посещений.
В настоящее время Бленхейм принадлежит 11-му герцогу Мальборо, Джону Джорджу Вандербильт Спенсер-Черчиллю (род. в 1926 году). Наследником является его сын Чарльз Джеймс (род. в 1955 г.), маркиз Бландфорд. (11-й герцог Мальборо умер в 2014 году, хозяин Бленхейма теперь Чарльз Джеймс, 12-й герцог Мальборо).
Дворец можно арендовать для свадеб и различных торжеств, здесь также снимался фильм "Гарри Поттер и Орден Феникса". Писатель Генри Филдинг, который навещал вдову герцога в Бленхеймском дворце, вывел его в своей книге "Путешествие в загробный мир и прочее" как Дворец Смерти.
Включен к список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1987 году.

Парк дворца - http://featherygold.livejournal.com/175656.html
Tags: oxfordshire, Загородные поместья и дворцы
Subscribe

Posts from This Journal “Загородные поместья и дворцы” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 33 comments

Posts from This Journal “Загородные поместья и дворцы” Tag